Хотите вернуться на главную страницу?
просто кликните на логотип
Последние публикации

Кризис на предприятии. Что делать?

Когда наступает кризис, многих охватывает паника. Причем такая реакция на кризис характерна как для людей, так и для компаний. Самым типичным для компаний поведением в кризис является свертывание практически всех проектов развития, а также секвестирование почти всех текущих затрат. В данной статье, мы попробуем описать что делать в кризис на предприятии и что требуется сделать, чтобы выйти из него.

 

Прежде всего, хотим отметить, что, по нашему мнению, кризисы очень полезны т.к. заставляет руководство взглянуть на свой бизнес иначе - под другим углом. Другое дело, что многих кризисов могло и не быть, если бы была более продуманная "политика партии" на высшем уровне управления страной.

 

Если же не говорить о причинах кризиса (и о том, что его можно было бы избежать), а просто рассматривать его как случившийся факт, то это скорее хорошо, причем как и для компаний, так и для их клиентов.

 

При этом в самую первую очередь страдает именно рынок консалтинга и бизнес-обучения. И восстанавливаются эти рынки позже всех остальных.

 

Но если объективно оценить что происходит во время кризиса, то на самом деле будет понятно, что для наших компаний это точно полезно. В самом начале кризиса на предприятии, ввиду превалирования панических настроений, ничего хорошего не происходит.

 

Затем компании понимают, что эмоциональную составляющую в своем поведении нужно резко сокращать и заняться выработкой конкретных мер по исправлению кризиса на предприятии. При этом многие компании наконец-то осознают тот факт, что и эффективность их работы, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

 

Кризис на предприятии просто не оставляет выбора – он заставляет заниматься совершенствованием деятельности. Хотя, как это не странно может показаться, но даже в предкризисной ситуации, несмотря на прошлый аналогичный опыт, почему-то не все компании должным образом реагируют на наступление кризиса.

 

С госкомпаниями и монополистами все понятно. У них, как говорится, всегда все хорошо. Но удивляет поведение коммерческих компаний, некоторые из которых как-то вяло реагируют на симптомы приближающегося или даже уже частично наступившего кризиса.

 

Все-таки большая часть компаний достаточно быстро осознает серьезность происходящих событий и начинает пытаться как-то улучшить ситуацию, чтобы вытащить предприятие из кризиса. Правда основная проблема здесь заключается в том, что панические настроения от наступившего кризиса компании полностью переносят на те действия, которые должны как-то компенсировать его воздействие.

 

Выражается это в том, что либо, как уже упоминалось в самом начале статьи, начинают "резать" все подряд, либо браться за все подряд в плане улучшения деятельности компании. При этом распыляется внимание и имеющиеся ресурсы (в т.ч. управленческие), что естественно ни к чему хорошему не приводит.

 

Следует отметить, что сама по себе работа по оптимизации затрат – это очень даже хорошее дело, но в кризис ни о какой оптимизации речи идти быть не может. В такой панике на эмоциях просто начинают "пилить" все подряд и что нужно, и что не нужно. Поскольку у компании нет проработанного стратегического плана, значит у компании нет и четких приоритетов и как следствие нет ясного понимания того, что для компании важно, а что нет.

 

Основные выводы, которые, на наш взгляд, должна сделать любая компания после первого в своей жизни кризиса, если она хочет в будущем успешно работать и развиваться:

 

- в будущем никогда не нужно расслабляться, даже если в настоящее время все очень хорошо (продажи растут, финансово-экономическое состояние компании очень хорошее и т.д.) – нужно постоянно быть на чеку, т.к. в наше нестабильное время все очень быстро может измениться в любой момент времени;

- в "хорошие" времена нужно накапливать резервный фонд на следующий кризис;

- при наступлении кризиса не нужно следовать "страусиной" стратегии – тотальное сокращение всего, что связано с развитием компании (резкое уменьшение маркетинговой активности, свертывание инвестиционных программ по развитию бизнеса, отказ от развития и совершенствования системы управления и т.д.) – в этом компании может помочь резервный фонд, о котором упоминается в предыдущем пункт;

- в стратегии развития компании обязательно предусмотреть варианты диверсификации бизнеса, которые бы позволили смягчить действия кризисов (не нужно "держать яйца в одной корзине").

 

Когда все хорошо, как то не очень хочется думать о плохом, а нужно. Ведь, как показывает практика, после периода подъема всегда наступает спад. Только если раньше (в двадцатом веке) кризисы были довольно редкими явлениями, похоже, что в наше время (и в ближайшем будущем) они будут случаться гораздо чаще. Еще большой вопрос, что по времени будет длиться больше: фаза роста или кризисная фаза.

 

Итак, что же нужно делать во время кризиса на предприятии?

 

Прежде всего, нужно провести диагностику (желательно комплексную ну или хотя бы в экспресс-варианте) текущей ситуации. Необходимо максимально оценить текущее состояние компании, внешней среды и оценить дальнейшие перспективы. Это значит, что в обязательном порядке нужно провести стратегический анализ хотя бы в каком-то минимальном формате.

 

Затем необходимо разработать четкий стратегический план компании на выбранный период планирования (в условиях кризиса период стратегического планирования может быть меньше, чем при обычных условиях работы).

 

Естественно на разработке стратегического плана все не заканчивается. Его необходимо выполнять. Для того чтобы с этим эффективно справится в компании необходимо создать соответствующий механизм реализации стратегии.

 

Конечно же, по-хорошему система стратегического управления и эффективного развития бизнеса уже должна была действовать в компании, перед тем как она столкнулась с кризисом. Но, как уже выше отмечалось, большинство компаний начинает задумываться об эффективной системе управления и развития только тогда, когда закон Мерфи уже сработал.

 

Многие компании считают, что стратегия – это вообще что-то такое виртуальное, не очень практичное и нужное в реальной деятельности компании. И даже в тех компаниях, которые вроде бы занимаются развитием и совершенствованием своего бизнеса и системы управления, не уделяют должного внимания данному вопросу (см. запись в моем блоге "Что за стратегия такая?").

 

Таким образом, внедрять систему стратегического управления нужно – лучше уж поздно, чем никогда. Кризис на предприятии этому будет очень даже способствовать.

 

Кстати, кризис зачастую вынуждает компанию пересмотреть свою стратегию развития на ближайшую и долгосрочную перспективу.

 

Если случилось так, что Ваше предприятие переживает кризис или вы хотите заранее быть к нему готовым - вы всегда можете обратиться в B.A.Consulting и вместе мы выработаем лучшее для Вашего бизнеса решение.